Путешествие в таинственный мир чая

В нашем прекрасном и многообразном мире и по сей день остается много не познанного и не доступного для человека. Однако, существуют тайны и рядом с нами, раскрыть их может абсолютно каждый желающий. К таковым можно отнести чай. Этот напиток известен с древних времен. По свидетельствам историков традиция употребления чая уходит в прошлое более чем на две тысячи лет.

Упоминания чая встречаются начиная с эпохи Чунь-цю (Весен и Осеней) (VIII-Vвв. до н.э.). Однако произведения искусства, посвященные, появляются гораздо позднее: «Ода чаю» относится к IV в. н.э., а знаменитый «Канон чая» был написан уже при династии Тан (VII_IX вв. н.э).

3501548_chai (288x228, 9Kb)В то время чай заваривали совсем по-другому: листья варили в кастрюле как суп. Иначе обрабатывали и чайный лист. Листья собирали ранней весной, просушивали, прессовали в лепешки, которые перед употреблением растирали специальной ступкой и варили горький чай, который называли тогда мин. К VIII_IX в. н.э. чаепитие стало респектабельным занятием среди китайской элиты, а императорский двор ввел на производство и продажу чая государственную монополию. Мое путешествие в таинственный мир чая начинается с китайской чайной церемонии. Китайцы, люди добродушные и приветливые, поэтому для своих гостей стараются создать лучшие условия. Чайные церемонии являются  неотъемлемой частью их жизни. Смысл чайной церемонии китайцы видят в  восстановлении равновесия между небом и землей, между людьми и душами каждого кто в ней участвует. Основное действующее лицо – это чай, а мастер, который заваривает чай, является проводником между ним и гостями (ни в коем случае мастер не создает атмосферу – это все делает чай!!!).

В начале чайного действа гости усаживаются на подушки перед чабанью (чайным столиком) и выбирают вид чая, который будут пить. Для знакомства с ароматами, чай насыпают в ча хе (коробочка для вдыхания аромата), по форме напоминает лепесток лотоса. При ознакомлении с ароматом нужно поднести ча хе, как можно ближе к лицу -выемки касаются точки восприятия аромата чая чуть выше переносицы. По правилам вы не отодвигаете ча хе от лица на выдохе, а продолжаете наполнять вдохами и выдохами ча хе. Таким образом, листья чая согреваются дыханием, открывая гостям бесконечно новые оттенки ароматов. Вода – это тело чая. К ней нужно относиться очень бережно, чтобы сохранить душу воды! Она должна иметь минимум минеральных солей, чтобы вкус воды не заглушал всевозможные вкусовые оттенки чая. Только в такой воде чай полностью раскрывает все грани своего аромата, становиться целебным напитком. В древности воду аккуратно зачерпывали у истока спокойной реки, добывали из середины озера, а также бережно поднимали из колодца. После чего она ожидала своего часа в кувшине в тени, будучи накрытой шелковой тряпочкой. Вода греется на синем живом огне (газ идеально подходит), его качество, спокойствие (называется «огонь культуры»). В древности синего пламени добивались, заготавливая для чая древесный уголь. В стеклянном чайнике хорошо прослеживаются стадии кипения воды. Этот процесс состоит из следующих стадий: рачий глаз, крабий глаз, рыбий глаз, жемчужные нити, белый ключ, шум ветра в соснах в этот момент останавливается нагревание, вода пускает пузыри тонкими ниточками, в то время как большой стеклянный чайник стоит на спиртовке.

Мне показали китайскую чайную церемонию (гун фу ча), для которой традиционно берут чай улун. Улуны часто считают совершенными чаями за особый аромат и долгоиграющий вкус, называют сынами Неба и Земли . Традиция их берет начало с 18 века (официальная версия). Делятся они на островные и материковые в зависимости от места произрастания кустарника камелии сененсис (китайской камелии). В зависимости от способа сбора и обработки чай делится на пять групп (белый, желтый, зеленый, улун, красный, черный), внутри каждой – большое количество сортов.

Стеклянный чайник стоит на спиртовке в «белом ключе». В это время на ча бани (чайный столик) давно уже ждет своего часа чайная утварь. В этом варианте китайской чайной церемонии не использовалась музыка – здесь главным звучанием является вода. Звуки воды, находящейся в абсолютной гармонии со всем миром, проникают в тело маленькими молоточками, расслабляя каждую клеточку и разглаживая напряженные места.

Вообще, в процессе заваривания чая воды льется много, так как это равно как и дождь, и фонтан, символизирует изобилие. Часть такой воды переливают в маленький глиняный чайник (ча ху), стоящий в центре ча бани, как центр мироздания. Ча ху требует особо тщательного ухода, его принято поливать теплой водой в течение всей церемонии и поглаживать специальной кисточкой, тем самым выражая свое уважение и благодарность за то, что нам позволено пережить это таинство познание мироздания и самое себя.

Затем из чайничка вода переливается в кувшинчик, который называется «море чая» (ча хай), затем в чашечки: сначала в высокую (символ неба), затем в низкую(символ земли), набор из двух чашечек для каждого участника чайной церемонии. Затем из чашечек вся вода выливается на ча бань. Это был процесс прогревания посуды. Продлевая предвкушение предстоящего чаепития, гость перестает торопиться и медленные движения на чайном столике успокаивают ум. Теперь уже можно сделать первый чайный настой. Как правило, его не пьют, выливают на ча бань, повторяя переливания на этот раз уже не воды, а чая по чашечкам. Дело в том, что в Китае принято промывать чай, и такая предусмотрительность касается чая любого качества и цены . При повторном заваривании в ча ху, чай снова не настаивается, хотя листики заметно увеличили свой объем, заполняя практически всю пустоту чайничка. Теперь, когда первая чашечка отдана богам, а именно любимой богине Гуанинь, можно пить чай.

Сначала, следуя этикету, чашечки оказываются у гостей и только после этого у хозяина. На маленьком подносике (бэй то подставка под чайную пару, ча то – под одну чашку, сродни нашему блюдцу). Высокую чашечку наполняют чаем, низкая стоит рядом. Вы берете низкую чашечку и накрываете ею высокую. Взяв их тремя пальцами, средним и указательным зажимаете высокую чашечку, большим – низкую, одним движением переворачиваете. Теперь нужно загадать желание и аккуратно поднять высокую чашечку из низкой, при этом внимательно слушая бульки. В этот момент, при разрыве связи между небом и землей происходит символическое рождение человека. Подсчитав количество бульков, можно определить, готов ли мир помочь вам в исполнении задуманного. Идеальную готовность символизирует число девять: чем их меньше, тем больше препятствий на пути достижения поставленной цели. На протяжении всей чайной церемонии, ее участники слушают звуки воды в состоянии белого ключа. Форма и объем чаш имеют также большое значение. В Китае принято пить из пиал малого размера. Классической считается пиала в три глотка – 20 мл. Столь малый объем пиал, вероятно, обусловлен следующей причиной: в классических чаепитиях пинча и гунфуча вся порция чая заливается при каждой заварке небольшим объемом воды – только чтобы скрыть чай.

Это позволяет ему полноценно завариться за несколько секунд. При этом каждая заварка разливается на всех гостей. Таким образом, за время всего чаепития может быть заварено несколько литров чая, а каждая заварка имеет объем всего около 100 мл. Поэтому пиалы для каждого гостя не могут быть большими. При использовании малых пиал каждому глотку чая придается большая ценность. В чашках «раскрытой» формы чай быстрее остывает, чем в сферических. Кроме того создается широкая линия глотка, что усиливает вкус. Традиционные китайские чаши не имеют ручек. Они впервые появились в Вене с возникновением фарфорового производства в Европе. Поэтому же пиалу не наполняют до краев, а только на две трети – три четверти, чтобы оставался не горячий край, за который и берут чашку без ручки. Если в Китае кому-то наполняют пиалу до краев, это намек на то, чтобы гость ушел. Человек, которому налили чаю, может выразить свою благодарность, постучав 3 раза по столу согнутыми указательным и средним пальцем. Этот обычай распространен в Южном Китае; в других районах Китая этого обычая, как правило, не придерживаются.

Говорят, что обычай этот возник во времена династии Цин, когда император Цяньлун путешествовал по стране инкогнито, и слугам было велено никому не рассказывать, кто их хозяин. Однажды в трактире император, налив чаю себе, налил его и своему слуге.

Для слуги это была небывалая честь – сам император налил ему чаю! Естественным желанием для него было немедленно встать на колени в знак благодарности. Но, поскольку ему нельзя было этого делать, чтобы не открыть кто его хозяин, слуга согнул пальцы на столе, имитируя земной поклон Коутоу.

В Китае существует поговорка: «Чай и чаньодного вкуса». Это значит, что чай для китайцев не только напиток, он играет важную роль в традиционной китайской медицине, китайской кухне и буддизме.

К Вашим услугам врач традиционной китайской медицины в китайском центре Ньюмед на Кирочной, 22. Или заходите просто в гости! С нас чашка чая! meeting

Оставить комментарий

Чтобы оставить комментарий, Вы должны войти в систему.